12нояб.

Итоги X Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию Института непрерывного образования БГУ

7 ноября 2019 – 8 ноября 2019, БГУ
DSC_5023DSC_5026DSC_5031DSC_5034DSC_5036

7 - 8 ноября в г. Улан-Удэ на базе Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, а также на базе МБОУ «Нижнесаянтуйская средняя общеобразовательная школа» Тарбагатайского района прошла X Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования», посвященная 10-летию Института непрерывного образования БГУ.

Учредителями конференции выступили: Министерство образования и науки Республики Бурятия, Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», Бурятское региональное отделение, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Институт непрерывного образования, МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» Тарбагатайского района Научную координацию программы конференции осуществлял БГУ.

В конференции приняли участие более 80 человек из разных регионов России: г. Москва, Бурятия, Якутия, Мордовия, Иркутская, Ростовская области, а также делегация представители Франции, Белоруссии.

На пленарном заседании от имени Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова участников конференции приветствовал проректор по научно-исследовательской работе, доктор химических наук, профессор В.В. Хахинов. Далее были представлены доклады:

«Современные подходы к оценке результатов исследовательских работ школьников» (Леонтович А.В., к. психол. н., доцент, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, председатель Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», г. Москва);

«Гипотеза как способ проектирования исследования и его результаты» (Снопков С.В., к.г.-м.н., методист Центра развития дополнительного образования детей Иркутского государственного университета, г. Иркутск);

«Итоги реализации проекта «Научный акселератор: вовлечение молодежи в исследовательскую деятельность» (Нолев Е.В., к.и..н., председатель совета молодых ученых Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Очиров О.С., к.фарм.н., председатель РОО «Совет молодых ученых Республики Бурятия», научный сотрудник БИП СО РАН, г. Улан-Удэ);

«Управление исследовательской деятельностью учителя и учащихся в современной школе» (Юн-Хай С.А., к.п.н., доцент, начальник отдела управления качеством УМУ БГУ, г. Улан-Удэ);

«Система работы с одаренными детьми в Республике Бурятия: опыт и перспективы» (Цыренова М.Г., к.п.н., доцент, директор Института непрерывного образования БГУ, г. Улан-Удэ).

В первый день конференции к. психол. н., доцент, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, председатель Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» А.В. Леонтович провел мастер-класс «Разработка образовательной программы с элементами исследовательской деятельности», состоялись круглые столы с участием учителей, педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов.

В рамках круглых столов «Учебно-исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения», «Непрерывное образование: методики, инновации, эффективные практики», «Проектная и исследовательская деятельность в индивидуально-творческом развитии обучающегося» прошло обсуждение: вопросов подготовки педагога к исследовательским методам обучения и руководству учебно-исследовательской деятельностью учащихся; внедрения исследовательского компонента в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений; методик организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях; организации учебно-исследовательской деятельности системе дополнительного образования; организационно-содержательных проблем развития исследовательской деятельности в образовательном пространстве; управления исследовательской деятельностью в условиях реализации ФГОС; перспектив развития исследовательской деятельности учащихся в Республике Бурятия и Иркутской области.

В рамках выездной образовательной площадки на базе МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» Тарбагатайского района был представлен опыт по организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях сельской школы. Творческие группы работали под руководством педагогов Нижнесаянтуйской СОШ Хальхаевой Е.А., зам.директора по УВР в начальной школе, Муруевой Р.Д., учитель химии, Парыгиной Л.П., директор школы, Максимовой М.А., учитель начальных классов. В ходе открытого урока литературы Зайнуллина Е.П., учитель русского языка и литературы принимающей школы презентовала организацию учебно-исследовательской деятельности на уроке и внеурочное время. В программу были включены мастер-классы «Зеркало инновационных преобразований» Муруева Р.Д.), «Применение метода проектов в преподавании образовательной области «искусство» и «технология» (Княжева И.В., Княжева Н.Г., Кожемякин Г.Г., Михайлова М.В., Четверикова Н.А.). Большое внимание было уделено рефлексии результатов работы выездной площадки, модератором дискуссии выступила Тюменцева Л.В., зам.директора по УВР.

В рамках работы дискуссий участники конференции обратили внимание на то, что:

- приобретенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности позволил выявить ряд существенный проблем, мешающих ее дальнейшему развитию, в том числе отмечены такие проблемы: недостаточная обеспеченность материально-техническими и кадровыми ресурсами в рамках одной образовательной организации, недоработанность законодательной и локальной нормативной базы; достижения ими требуемых метапредметных и личностных результатов образования на разных уровнях образования;

- количество обучающихся, вовлеченных в учебно-исследовательскую деятельность, недостаточно: ввиду неукомплектованности классов в сельских школах либо учебной загруженности детей;

- несмотря на наличие указанных проблем, участники конференции развивают данное направление в своих образовательных организациях на основе собственных оригинальных исследований, особенно в области экологии и краеведения.

Участники конференции отметили необходимость:

- развития учебно-исследовательской деятельности в тесном партнерстве между образовательными и научными организациями для лучшего обеспечения материально-технических и кадровых потребностей, для чего необходима разработка совместных программ дополнительного образования;

- увеличения количества учащихся, вовлеченных в учебно-исследовательскую деятельность, во всех возрастных категориях;

- обеспечения преемственности учебно-исследовательской деятельности на всех ступнях образования.

Участники конференции отмечают положительное значение усилий Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», Бурятского регионального отделения в деле развития исследовательской деятельности педагогов и учащихся.

Участники конференции выразили благодарность организаторам за проведение данного мероприятия, поскольку оно продемонстрировало, что такие встречи способствуют повышению профессионального уровня педагогов и стимулируют дальнейшее развитие научной деятельности учащейся молодежи.